Что такое демократическая политика – Что такое Демократическая политика?

Содержание

Что такое Демократическая политика?

Демографическая политика представляет собой систему государственных мероприятий, направленных на формирование наиболее благоприятного для целей общественного развития типа воспроизводства и расселения населения. Она может включать меры по регулированию внешней и внутренней миграции, упорядочению процессов урбанизации, достижению более низкого уровня смертности путем совершенствования службы здравоохранения, но одна из основных ее задач воздействовать на режим рождаемости стимулировать и ограничивать ее с помощью различных экономических, социальных, административно-юридических и пропагандистских средств. Экономические меры: оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи, ссуды и кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д. К числу административно-правовых средств относятся законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты, использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию. Большую роль на воспроизводство оказывают пропагандистские и воспитательные меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определяющие демографический климат в обществе. В конкретной действительности выбор средств воздействия на рождаемость широко варьируется в зависимости от масштабов поставленных задач и степени их научной обоснованности, общественных условий и реальных государственных возможностей. Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во-второй половине 20 столетия, что обусловлено с существенной территориальной дифференциацией естетсвенного прироста в мире. С одной стороны в ряде регионов наблюдается демографический взрыв, вызывающий комплекс социально-экономических, экологических проблем, с другой стороны на развитех страны стремительно надвигается демократический кризис, обусловленный депопуляций и старением населения.

Политика не может быть демократической, пока власть не насытится)) ) а чем больше имеешь, тем больше хочется!! ! По крайней мере в России!

society.ques.ru

Демократическая политическая система

Понятие демократической политической системы

Замечание 1

Уинстон Черчилль: Демократия является самой плохой формой правления, если брат в счет все остальные, которые время от времени подверглись ее проверке.

Демократия в современном мире представлена набором разнообразных политических систем, которые объединены только наименованием и наиболее общими принципами. Вместе с этим известными являются два взаимодополняющих и одновременно противоположных подхода, в действительности образующие проблемное поле какой-либо демократии. Один из них связывается с реализацией народом в целом всей полноты власти при управлении любым человеком и группировкой. Второй связывается с мерой участия какого-либо человека и группировки, которые составляют народ, в самостоятельном управлении политической системой в целом.

В первом случае демократия считается народовластием с установлением сильного акцента на ее всенародность, в ином – народовластием с акцентом на управляемость и властность формирующих данную систему людей (ролей) и группировок (институтов), то есть на самостоятельное управление.

Демократию обычно рассматривают в образе политической конструкции, которая призвана воплощать во власти общность высших ценностей, таких как:

  • равенство;
  • свобода;
  • справедливость и т.п.,

которые и отражают ее социальный смысл, ее предназначение.

Подходы к демократической политической системе

К данной группе отнесены трактовки демократии в форме системы народовластия, что полностью соответствует ее этимологии «demos – народ, cratos – власть». Довольно кратко суть этого понимания демократии отразил А. Линкольн, обозначая ее в образе “власти народа, власти для народа, власти посредством самого народа”.

Сторонникам данного подхода являются приверженцы Ж.-Ж. Руссо, который понимал демократию в форму отражения всевластия суверенного народа, который, являясь политическим цельным, отрицал значение индивидуальных личностных прав, предполагал лишь прямые формы народного волеизъявления. Марксисты, опиравшиеся на идеологию отчуждения прав индивида в пользу коллектива, сделали упор на интересах классов пролетариата, которые отражают потребность всей массы трудящихся, обуславливают устроение «социалистической демократии».

Либеральная мысль ставит основным условием создания социального здания демократии ценности, которые отражают приоритет не народа (коллектива), а человека.

Т. Гоббс, Дж. Локк, Т. Джефферсон и иные заложили в базис интерпретации демократии идеологию индивида, который обладает внутренним миром, начальным правом на свободу и защиту собственных прав. Равенство участии во власти они распространили на все человечество без исключения. Государство при этом понимании демократии рассмотрено в форме нейтрального института, обладающего функцией защиты индивидуальных свобод и прав.

Сторонникам определенного ценностями понимания и трактовки демократии противостояли сторонники иного подхода, в политологии называемого рационально-процедурным. Философский базис такой позиции основан на том, что демократия представляется возможной только в условиях распространения ресурсов власти в обществе при приобретении столь широкого характера, что никакая группа общества не сможет подавлять собственных соперников или сохранить гегемонию власти. В этом случае самым рациональным выходом из ситуации представляется достижение компромиссов при взаимном разделе функций и полномочий, обусловливающего перемены групп у власти. Данные процедуры и технологии установления такого порядка и отражают существенность организации демократичного характера политики власти. Первым это понимание демократии закреплял М. Вебер в собственной плебисцитарно-вождистской теории демократии.

В соответствии с его мнением, демократия представлена средством властвования, полностью обесценивающим все понятия:

  • «народного суверенитета»;
  • общей «народной воли» и т.д.

Немецкий ученый исходит из того, что какая-либо организация представительства интересов в крупных обществах способна вытеснить из политики прямые формы демократии, устанавливает контроль со стороны бюрократии над властью. Для защиты собственных интересов граждане обязаны передать права контроля власти и аппарата управления лидеру, который избран всем народом. Обладая таким независимым от бюрократии источником легитимной власти, люди и получили возможности реализации собственных интересов. В связи с этим демократия по Веберу, представлена совокупностью соглашений и процедур, «когда народ избирает лидера, которому он доверяет».

Замечание 2

В современное время в политической науке сохраняют свое место множественные идеи, разработанные в границах названных подходов в эпоху средневековья и античности. Они находили развитие в теориях нового времени, когда снова активизировавшийся демократический комплекс всенародности трактовался основой суверенитета новых европейских наций:

  • концепция представительной демократии устанавливает парламент центром целого политического процесса, обоснованием власти политики, единственным отражением всеобщего избирательного права.
  • идея партиципаторной демократии, ее суть заключена в общеобязательном выполнении всеми гражданами каких-либо функций управления делами всего общества и страны на всех ступеням политической системы.
  • теорию демократического элитизма, согласно ей суверенный и свободный народ обладает в политике слишком ограниченными функциями, а демократия обеспечила соревнование элит за голоса и поддержку избирателей. Он видел главной проблемой демократии в отборе квалифицированных политиков, управляющих, в формировании демократически сориентированной элиты;
  • демократический плюрализм, рассматриваемый как тип организации власти, которая формируется в условиях ее общественной диффузии.
  • идея консоциативной, сообщественной демократии, предполагающей систему управления, которая основана не на принципе участия большинства, а на пропорциональном представлении в реализации власти религиозных, политических и этнических групп.

spravochnick.ru

Либеральная демократия — это… Что такое Либеральная демократия?

Либера́льная демокра́тия является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.

[1]

Характерным элементом либеральной демократии является «открытое общество», характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть. На практике экстремистские или маргинальные точки зрения крайне редко играют значительную роль в демократическом процессе. Однако модель открытого общества затрудняет консервацию власти правящей элитой, гарантирует возможность бескровной смены власти и создаёт стимулы, чтобы правительство гибко реагировало на запросы общества[источник не указан 1252 дня].

В либеральной демократии политическая группа, находящаяся у власти, не обязана разделять все аспекты идеологии либерализма (например, она может выступать за демократический социализм). Однако она обязана подчиняться упомянутому выше принципу господства права. Термин

либеральный в данном случае понимается так же, как в эпоху буржуазных революций конца XVIII века: обеспечивающий каждому человеку защиту от произвола со стороны власти и органов правопорядка.

Структура общественно-политического устройства

Политическая система

Демократический характер государственного устройства закреплён в основных законах и верховных прецедентных решениях, которые составляют конституцию. Основная цель конституции состоит в ограничении властных полномочий чиновников и правоохранительных органов, а также воли большинства. Достигается это с помощью целого ряда инструментов, главными из которых являются господство права, независимое правосудие, разделение властей (по ветвям и по территориальному уровню) и система «сдержек и противовесов», которая обеспечивает подотчётность одних ветвей власти другим. Правомерными являются только такие действия представителей власти, которые осуществляются в соответствии с опубликованным в письменном виде и в должном порядке законом.

Хотя либеральные демократии включают элементы прямой демократии (референдумы), подавляющее большинство верховных государственных решений принимается правительством. Политика этого правительства должна зависеть только от представителей законодательной власти и главы исполнительной власти, которые устанавливаются в результате периодически проводимых выборов. Подчинение правительства каким-либо не избираемым силам не допускается. В промежутке между выборами правительство должно работать в режиме открытости и прозрачности, факты коррупции должны немедленно предаваться огласке.

Одним из главных положений либеральной демократии является всеобщее избирательное право, дающее каждому взрослому гражданину страны равное право голосования, независимо от расы, пола, материального положения или образования. Реализация этого права, как правило, связана с определённой процедурой регистрации по месту жительства. Результаты выборов определяются только теми гражданами, которые фактически приняли участие в голосовании, однако часто явка должна превысить некоторый порог, чтобы голосование считалось состоявшимся.

Важнейшей задачей выборной демократии является обеспечение подотчётности избранных представителей перед нацией. Поэтому выборы и референдумы должны быть свободными, справедливыми и честными. Им должна предшествовать свободная и честная конкуренция выразителей различных политических взглядов, сочетающаяся с равенством возможностей для избирательных кампаний. На практике политический плюрализм определяется присутствием нескольких (минимум двух) политических партий, которые имеют значимую власть. Важнейшим необходимым условием для этого плюрализма является свобода слова. Выбор людей должен быть свободен от преобладающего влияния армии, иностранных держав, тоталитарных партий, религиозных иерархий, экономических олигархий и любых других могущественных групп. Культурные, этнические, религиозные и прочие меньшинства должны иметь приемлемый уровень возможностей участия в процессе принятия решений, который, как правило, достигается путём предоставления им частичного самоуправления.

Права и свободы

Наиболее часто приводимые критерии либеральной демократии имеют форму гражданских прав и свобод. Большинство из этих свобод были заимствованы из различных течений либерализма, однако приобрели функциональное значение.

  • Право на жизнь и на достоинство личности
  • Свобода слова
  • Свобода средств массовой информации и доступ к альтернативным источникам информации
  • Свобода вероисповедания и публичного выражения религиозных взглядов
  • Право на объединение в политические, профессиональные и другие организации
  • Свобода собраний и открытой общественной дискуссии
  • Академическая свобода
  • Независимое правосудие
  • Равенство перед законом
  • Право на соблюдение надлежащих правовых процедур в условиях верховенства закона
  • Неприкосновенность частной жизни и право на личную тайну
  • Право на владение собственностью и на частное предпринимательство
  • Свобода передвижения и выбора места работы
  • Право на образование
  • Право на свободный труд и свободу от чрезмерной экономической эксплуатации
  • Равенство возможностей

Некоторые из перечисленных свобод в определённой степени ограничены. Однако все ограничения обязаны отвечать трём условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать праведную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели. Законы, вводящие ограничения, должны стремиться быть недвусмысленными и не давать возможность для разных толкований. Среди легитимных целей числятся защита репутации, достоинства личности, национальной безопасности, общественного порядка, авторского права, здоровья и морали. Многие ограничения носят вынужденный характер, чтобы права одних граждан не умаляли свободу других.

Особого внимания заслуживает то, что люди, принципиально несогласные с доктриной либеральной демократии (в том числе, по культурным или религиозным мотивам), наравне с остальными обладают теми же правами и свободами. Это вытекает из концепции открытого общества, согласно которой политическая система должна быть способна к самоизменению и эволюции. Понимание важности этого положения является относительно новым в либеральной демократии, и ряд её сторонников до сих пор считает легитимными правовые ограничения на пропаганду любых идеологий, враждебных этому режиму.

Условия

Согласно распространённому мнению, для возникновения либеральной демократии необходимо соблюдение ряда условий. В качестве таких условий приводятся развитая система правосудия, законодательная защита частной собственности, наличие широкого среднего класса и сильное гражданское общество.

Как показывает опыт, свободные выборы сами по себе редко обеспечивают либеральную демократию, и на практике часто приводят к «дефектным» демократиям[2], в которых либо часть граждан лишена избирательного права, либо избранные представители не определяют всю политику правительства, либо исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную, либо система правосудия не способна обеспечивать соблюдение заложенных в конституции принципов. Последнее является наиболее часто встречающейся проблемой.

Уровень материального благополучия в стране также едва ли является условием для перехода страны от авторитарного режима к либеральной демократии, хотя исследования показывают, что этот уровень играет значительную роль в обеспечении её устойчивости[3].

Между политологами существует спор, каким образом создаются устойчивые либеральные демократии. Наиболее распространены две позиции. Согласно первой из них для возникновения либеральной демократии достаточно длительного раскола элит и привлечения правовых процедур, а также более широких слоев населения к разрешению конфликтов. Вторая позиция состоит в том, что необходима длительная предыстория формирования демократических традиций, обычаев, институтов и т. д. тех или иных народов[4].

История

До середины XIX века либерализм и демократия находились в определённом противоречии друг с другом. Для либералов основой общества являлся человек, который обладает собственностью, нуждается в её защите, и для которого не может носить остроту выбор между выживанием и сохранением своих гражданских прав. Подразумевалось, что только собственники участвуют в общественном договоре, в котором они дают правительству согласие на то, чтобы оно правило, в обмен на гарантии защиты их прав. Напротив, демократия означает процесс формирования власти на основе волеизъявления большинства, в котором участвует весь народ, в том числе и неимущие.

С точки зрения демократов, лишение малоимущих избирательного права и возможности представлять свои интересы в законотворческом процессе являлось формой порабощения. С точки зрения либералов, «диктатура черни» представляла угрозу для частной собственности и гарантии свободы личности. Эти опасения особенно усилились после Великой французской революции.

Алексис де Токвиль

Поворотным моментом стала работа Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке» (1835 г.), в которой он показал возможность общества, где личная свобода и частная собственность сосуществуют с демократией. По мнению Токвиля, ключом к успеху такой модели, получившей название «либеральная демократия», является равенство возможностей, а наиболее серьёзную угрозу для неё представляет вялотекущее вмешательство государства в экономику и попрание им гражданских свобод.

После революции 1848 г. и государственного переворота Наполеона III (в 1851 г.) либералы всё больше стали признавать необходимость демократии. События показали, что без участия широких масс в общественном договоре либеральный режим оказывается неустойчивым, а реализация идей либерализма в полной мере остаётся утопией. Параллельно стали набирать силу социал-демократические движения, которые отрицали возможность справедливого общества, построенного на частной собственности и свободном рынке. С их точки зрения, полноценная демократия, в которой все граждане имеют равный доступ ко всем демократическим институтам (выборы, средства массовой информации, правосудие и т. д.), могла реализоваться только в рамках социализма. Однако убедившись в росте численности среднего класса, большинство социал-демократов отказалось от революции, приняло решение участвовать в демократическом процессе и добиваться проведения законодательных реформ с целью плавной эволюции в сторону социализма.

К началу XX века социал-демократы стран Запада добились значительных успехов. Были значительно расширены избирательные права и начаты реформы, которые повысили уровень социальной защиты населения. Эти процессы ускорились после Октябрьской революции 1917 г. в России. С одной стороны, революция и последующая за ней национализация частной собственности сильно напугала правых (классических) либералов, которые признали необходимость сглаживания социальных противоречий и обеспечения равенства возможностей. С другой стороны, социалисты увидели в советском режиме угрозу для демократии и стали поддерживать укрепление защиты прав меньшинства и отдельных граждан.

Либеральная демократия в мире

Карта, отражающая данные рейтинга «Freedom in the World 2008».

██ свободные страны
██ частично свободные страны
██ несвободные страны

Государства по их системе правления
██ президентские республики
██ полупарламентские республики
██ полупрезидентские республики
██ парламентские республики
██ парламентские конституционные монархии
██ конституционные монархии
██ абсолютные монархии
██ однопартийные режимы
██ военные диктатуры Выборные демократии по их системе правления. По мнению экспертов Freedom House, в этих странах смена правительства путём выборов возможна.

Ряд организаций и политологов ведут рейтинги уровня либеральной демократии по странам мира. Среди этих рейтингов наибольшую известность имеют Polity Data Set (англ.), Freedom in the World, составляемый американской организацией Freedom House,[5] и Индекс демократии журнала «Economist» (англ.).

Типы либеральных демократий

Наличие либеральной демократии во многом определяется фактически реализованными принципами и соответствием режима вышеприведённым критериям. Например, Канада формально является монархией, однако фактически управляется демократически избираемым парламентом. В Великобритании формально высшей властью обладает наследственный монарх, однако фактически такой властью обладает народ, через избранных им представителей (также существует противоположная точка зрения, что парламентаризм в Великобритании — всего лишь ширма для абсолютной монархии). Монархия в этих странах во многом носит символический характер.

Существует множество систем выборов для формирования парламента, наиболее распространёнными из которых являются мажоритарная система и пропорциональная система. При мажоритарной системе территория разделяется на округа, в каждом из которых мандат достаётся кандидату, набравшему большинство голосов. При пропорциональной системе места в парламенте распределяются пропорционально числу голосов, отданных за партии. В некоторых странах часть парламента формируется по одной системе, а часть по другой.

Страны также отличаются по методу формирования исполнительной и законодательной власти. В президентских республиках эти ветви формируются раздельно, что обеспечивает высокую степень их разделения по функции. В парламентских республиках исполнительная власть формируется парламентом и находится в частичной зависимости от него, что обеспечивает более равномерное распределение объёма властных полномочий между ветвями.

Страны Скандинавии являются социал-демократиями. Это связано с высоким уровнем социальной защиты населения, равенством в уровне жизни, бесплатным средним образованием и здравоохранением, значительным государственным сектором в экономике и высокими налогами. Вместе с тем в этих странах государство не вмешивается в ценообразование (даже в государственном секторе, за исключением монополий), банки частные, и отсутствуют препятствия для торговли, в том числе международной; эффективные законы и прозрачные правительства надёжно защищают гражданские права людей и собственность предпринимателей.

Либеральная демократия в России

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

До 1905 г. в самодержавной Российской империи официальная идеология отрицала либеральную демократию, хотя такие идеи были популярны среди образованной части общества. В 1864 году были созданы цензовые представительные органы — земские собрания, а в 1870-е городские думы, партии были фактически запрещены, существовала цензура. В 1904 году была создана либеральная партия — «Союз освобождения», объединившаяся в октябре 1905 года с Союзом Земцев-конституционалистов (другая либеральная партия) в центристскую либеральную Конституционно-Демократическую Партию. После издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 г. многие существенные элементы либеральной демократии (такие, как народное представительство, свобода совести, слова, союзов, собраний и т. д.) стали интегрироваться в политическую систему российского государства. Однако полномочия Государственной Думы были ограниченными, продолжались преследования непримиримой оппозиции (ПСР и РСДРП)). В то же время правое крыло Союза Земцев-конституционалистов организовалось в правую либеральную партию — Союз «17 октября». Кроме того были созданы ещё две либеральные партии — левоцентристская Партия Свободомыслящих, программа которой была похожа на программы Трудовой Группы и Партии Народных Социалистов, и левая Радикальная Партия, программа которой была похожа на программы РСДРП и ПСР. Позже правое крыло КДП и левое крыло союза «17 октября» создали ещё две либеральные партии — Союз Народного Благоденствия и Партия Мирного Обновления, объединившиеся в третью крупную либеральную партию — Прогрессивную Партию. На выборах в Государственную Думу первого и второго созывов Конституционно-Демократическая Партия получала большинство голосов. В июле 1907 года был повышен имущественный ценз и на выборах в Государственную Думу третьего и четвёртого созывов большинство голосов получали получал Союз 17 Октября. После победы Февральской Революции 1917 года сформированное Временнным Комитетом Государственной Думы Всероссийское Временное Правительство провело некоторые демократические реформы — расширило свободу совести, слова, собраний и союзов, провело выборы в городские думы и земские собрания на широких демократических началах. Были легализованы оппозиционные партии — Российская Социал-Демократическая Рабочая Партии и Партия Социалистов-Революционеров. При этом само Всероссийское Временное Правительство не находилось под парламентским контролем, опиралось на старую цензовую Государственную Думу. Избранный в сентябре 1917 года Всероссийский Демократический Совет не получил право контролировать кабинет министров. 24 октября 1917 года Всероссийский Демократический Совет был распущен Петроградским Военно-Революционным Комитетом (органом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов решавшего военные вопросы) и в тот же день были арестованы члены Всероссийского Временного Правительства. Новый состав правительства был избран II Всероссийским Съезда советов рабочих и солдатских депутатов, а контроль над правительством стал осуществлять Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет советов рабочих и солдатских депутатов — орган избранный съездом советов. 5 января 1918 года после отказа признать власть советов рабочих и крестьянских депутатов было распущено Всероссийское Учредительное Собрание, которое хоть и не признало свой роспуск, но и не стало оказывать активное сопротивление. В мае 1918 года прошли перевыборы в советы рабочих и крестьянских депутатов на которых победила оппозиция, однако ВЦИК советов отменил результаты этих выборов, оппозиция была выведена из советов, а в июле 1918 года была принята Конституция — постоянные губернские и уездные советы, заменялись непостоянными съездами советов. Оппозиционные организации — собрания уполномоченных фабрик и заводов были ликвидированы, оппозиционные рабочие митинги разгонялись. В середине июля в Поволжье, Сибири и на Урале советская власть была упразднена, на этих территориях была восстановлена власть городских дум и земских собраний, однако в ноябре 1918 года в этой части России произошёл государственный переворот власть была захвачена адмиралом Колчаком, начались преследования оппозиционных партий. В январе 1920 года Колчак был свергнут, 6 апреля была провозглашена Дальневосточная Республика, было образовано Дальневосточное Временное Правительство в составе социалистов и коммунистов, оппозиционные партии были легализованы, в январе 1921 года прошли выборы в Учредительное Собрание Дальневосточной Республики в которых участвовали все партии, однако в ноябре 1922 года Дальневосточная Республика вошла в состав РСФСР и большевитский режим был распространён на всю Россию. В 1922 году прошёл судебные процесс над крупнейшей оппозиционной партией — ПСР, а в 1923 году большая часть организаций этих партий самораспустилась. Эрозия и падение (т. н. «перестройка») советского режима в России конце 1980-х — начале 1990-х г. г. имели истоки, главным образом, под либерально-демократическими лозунгами. В 1989 году прошли выборы народных депутатов РСФСР, а в 1990 году народных депутатов РСФСР, а в 1991 году выборы Президента РСФСР, началось создание оппозиционных партий. Однако крупной либеральной партии создано не было. В 1993 году возникла довольно крупная либеральная партия — Российская Демократическая Партия «Яблоко» и умеренно-либеральный блок «Выбор России» (в 1994 году преобразован в партию «Демократический Выбор России», в 1999 году объединившаяся с рядом партий в партию «Союз Правых Сил»). В 1993 году Съезд Народных Депутатов РФ был упразднён. Выборы в Государственную Думу были назначены на 12 декабря, при этом большинство эфирного времени было отдано умеренно-националистической партии «ЛДПР». 12 декабря 1993 года прошли выборы в Государственную Думу на которых Выбор России занял второе место (первое у ЛДПР), а РДП «Яблоко» четвёртое место. На выборах в Государственную Думу 17 декабря 1995 года «Демократический выбор России» не прошёл, а РДП «Яблоко» среди прошедших 5 % барьер заняло последнее место, на президентских выборах 16 июня 1996 года кандидат от «Яблока» Г. А. Явлинский не прошёл во второй тур. На парламентских выборах 19 декабря 1999 года СПС заняло четвёртое место, «Яблоко» шестое, кандидат от «Яблока» на президентских выборах занял третье место. На парламентских выборах 2003 года «Яблоко» и «СПС» не прошли в Государственную Думу, независимый кандидаты член СПС И. М Хакамада заняла на президентских выборах 2004 года четвёртое место (3,8%). На парламентских выборах 2007 года СПС и «Яблоко» в Государственную Думу не прошли, на президентских выборах 2008 года фактическому кандидату от СПС — М. Касьянов (оффициальный кандидат от СПС Немцов отвёл в пользу него свою кандидатуру) было отказано в регистрации на основании того что большинство подписей были подделаны. Согласно рейтингу «Freedom in the World», СССР в 1990—1991 гг. и Россия в 1992—2004 гг. считались «частично свободными странами», однако начиная с 2005 г. Россия попала в список «несвободных стран».

В самой России часть населения ошибочно связывает доктрину либеральной демократии с националистической партией ЛДПР[6]. Демократия в целом вызывает поддержку, однако большинство ставит социальные права выше политических[7].

Критический анализ

Достоинства

Прежде всего, либеральная демократия опирается на верховенство права и всеобщее равенство перед ним.[источник не указан 764 дня]

В публикации, профинансированной Всемирным банком, утверждается, что либеральная демократия обеспечивает подотчётность органов власти перед нацией. В случае, если народ недоволен политикой правительства (по причине коррупции или чрезмерной бюрократии, попыток обойти законы, ошибок в экономической политике и т. д.), то на следующих выборах оппозиция имеет высокий шанс одержать победу. После её прихода к власти, самый надёжный способ удержаться — это не допустить ошибок предшественников (уволить коррумпированных или неэффективных чиновников, соблюдать законы, привлечь грамотных экономистов и т. д.) Таким образом, по мнению авторов работы, либеральная демократия облагораживает стремление к власти и вынуждает правительство работать на благо нации. Это обеспечивает относительно низкий уровень коррупции[8].

Вместе с тем, ряд стран (Швейцария, Уругвай) и регионов (Калифорния) активно используют элементы прямой демократии: референдумы и плебисциты.

Благодаря тому, что меньшинство способно оказывать влияние на процесс принятия решений, либеральная демократия обеспечивает защиту частной собственности для обеспеченных.[источник не указан 764 дня] Американский автор Элвин Пауэлл, основываясь на работе Альберто Абади, профессора Школы управления Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета, утверждает, что страны, обладающие широкой политической свободой, также как и страны с сильным автократическим режимом, характерны самым низким уровнем терроризма  [9]. Данный эффект, возможно, распространяется даже за пределы региона: статистика показывает, что начиная с конца 1980-х, когда в Восточной Европе многие страны встали на путь либеральной демократии, общее число военных конфликтов, этнических войн, революций и т. п. в мире резко уменьшилось [7] (англ.)[нет в источнике].

Ряд исследователей полагает, что эти обстоятельства (в особенности, экономическая свобода) способствуют экономическому подъёму и росту уровня благосостояния всего населения, выраженном в ВВП на душу населения [8] (англ.). Вместе с тем, несмотря на высокие темпы экономического роста, некоторые либерально-демократические страны до сих пор являются относительно бедными (напр., Индия, Коста-Рика), а ряд авторитарных режимов, наоборот, процветают (Бруней).

По утверждению ряда исследователей, либеральная демократия более эффективно распоряжается имеющимися ресурсами в случае их ограниченности, чем авторитарные режимы. Согласно этому мнению, либеральные демократии характеризуются более высокой продолжительностью жизни и меньшей детской и материнской смертностью, независимо от уровня ВВП, неравенства в доходах или размера государственного сектора[10].

Недостатки

Либеральная демократия является разновидностью представительной демократии, что вызывает критику со стороны приверженцев прямой демократии. Они утверждают, что в представительной демократии власть большинства выражается слишком редко — в момент выборов и референдумов. Реальная же власть сосредоточена в руках очень небольшой группы представителей. С этой точки зрения, либеральная демократия ближе к олигархии, в то время как развитие технологий, рост образованности людей и повышение их вовлечённости в жизнь общества создают предпосылки для передачи всё больших властных полномочий в руки народа напрямую.

Марксисты и анархисты полностью отрицают, что либеральная демократия является народовластием, называя её «плутократией». Они утверждают, что в любой буржуазной демократии реальная власть сосредоточена в руках у тех, кто контролирует финансовые потоки. Только весьма состоятельные граждане могут позволить себе политические кампании и распространение своей платформы через СМИ, так что избранной может быть только элита или те, кто заключают сделки с элитой. Такая система узаконивает неравенство и облегчает экономическую эксплуатацию. Кроме того, продолжают критики, она создаёт иллюзию справедливости, так что недовольство масс не приводит к бунтам. В то же время, «вброс» определённой информации способен вызвать прогнозируемую реакцию, что приводит к манипулированию сознанием масс со стороны финансовой олигархии. Сторонники либеральной демократии считают данный аргумент лишённым доказательной базы: например, СМИ редко озвучивают радикальные точки зрения потому, что это не интересно широкой публике, а не из-за цензуры[источник не указан 1309 дней]. Однако они соглашаются, что финансирование избирательных кампаний является существенным элементом в системе выборов и что в ряде случаев оно должно быть государственным. По этой же причине во многих странах имеются общественные СМИ, проводящие политику плюрализма.

Стремясь удержать власть, выбранные представители в первую очередь озабочены мерами, которые позволят им сохранить позитивный имидж в глазах избирателей на следующих выборов. Поэтому они отдают предпочтение таким решениям, которые принесут политические дивиденды уже в ближайшие месяцы и годы, в ущерб малопопулярным решениям, эффект которых проявится только через несколько лет. Однако высказывались сомнения, является ли данный недостаток действительно недостатком, ибо осуществление долгосрочных прогнозов для общества крайне затруднительно, и поэтому акцент на краткосрочных целях может оказаться более эффективным.

С другой стороны, чтобы усилить вес своего голоса, отдельные избиратели могут поддерживать специальные группы, занимающиеся лоббированием. Такие группы способны получать государственные субсидии и добиваться решений, отвечающих их узким интересам, но при этом не отвечающих интересам общества в целом.

Либертарианцы и монархисты критикуют либеральную демократию за то, что выбранные представители часто меняют законы без видимой необходимости. Это затрудняет способность граждан соблюдать законы и создаёт предпосылки для злоупотреблений со стороны правоохранительных органов и чиновников. Сложность законодательства также приводит к медлительности и громоздкости бюрократической машины.

Существует распространённое мнение, что режимы с высокой концентрацией власти оказываются более эффективными в случае войны. Утверждается, что демократия требует длительной процедуры согласования, народ может возражать против призыва. В то же время монархии и диктатуры в состоянии быстро мобилизовать необходимые ресурсы. Однако последнее утверждение часто противоречит фактам[11]. Кроме того, ситуация существенно меняется при условии наличия союзников. Определённость во внешней политике приводит к большей эффективности военного союза между демократическими режимами, чем между авторитарными.

См. также

Примечания

  1. The Rise of Illiberal Democracy (англ.)
  2. Merkel W. Embedded and Defective Democracies // Democratization — 2004. — Vol. 11, No.5. — P. 33 DOI:10.1080/13510340412331304598
  3. Przeworski A., Limongi F. Modernization: Theories and Facts // World Politics — 1997. — Vol. 49, No. 2 — P. 155 [1]
  4. Цирель С. Пути к государственности и демократии: исторический анализ
  5. «Freedom in the World», или «Рейтинг свободы» составляется американской неправительственной организацией Freedom House (англ.). См. также анкету (рус.), которая лежит в основе методики.
  6. По данным опроса Циркон, в 2005 г. 11,5 % москвичей полагали, что ЛДПР отстаивает либеральные идеи [2]. Согласно опросу фонда «Общественное мнение», в 2004 г. 30 % жителей России относили ЛДПР к либеральным партиям [3].
  7. Согласно опросу Левада-центра, в декабре 2004 г. 47 % населения высказалось за укрепление роли государства и 24 % за возврат к советской системе. Приоритет гражданских и политических прав оказался значительно ниже социальных. В частности, 60 % опрошенных полагало необходимой политическую цензуру в СМИ. [4]
  8. Lederman D., Loaza N., Soares R. R. Accountability and Corruption: Political Institutions Matter // World Bank Policy Research Working Papers — 2001 — No. 2708. [5]
  9. Alvin Powell . Freedom squelches terrorist violence.[6] (англ.)
  10. Franco Á., Álvarez-Dardet C., Ruiz M. T. Effect of democracy on health: ecological study // British Medical Journal — 2004. — Vol. 329. — P. 1421 DOI:10.1136/bmj.329.7480.1421
  11. Choi A. Democratic Synergy and Victory in War, 1816—1992 // International Studies Quarterly — 2004. — Vol. 48, No. 3. — P. 663. DOI:10.1111/j.0020-8833.2004.00319.x

Ссылки

dic.academic.ru

демократическая политика — это… Что такое демократическая политика?


демократическая политика

民主政治

Русско-китайский юридический словарь.

  • демократическая партия
  • демократическая республика

Смотреть что такое «демократическая политика» в других словарях:

  • Демократическая Кампучия — кхмер. កម្ពុជាប្រជាធិបតេយ្យ ← …   Википедия

  • Демократическая республика Афганистан — جمهورية أفغانستان Республика ← …   Википедия

  • Демократическая Конфедеративная Республика Коре — Политика Портал:Политика КНДР Эта статья часть серии: Политика и правительство КНДР Чучхе Президент: (Ким Ир Сен) Председатель комитета обороны: Ким Чен Ир Премьер министр: Пак Бон Чжу Верховное Народное Собрание Председатель Верховного Собрания …   Википедия

  • Демократическая партия социалистов Черногории — Demokratska partija socijalista Crne Gore Демократска партија социјалиста Црне Горе Лидер: Мило Джуканович Дата основания: 1991 Штаб квартира: Подгориц …   Википедия

  • Демократическая Партия США — Демократическая партия (англ. Democratic Party)  одна из двух крупнейших партий США. Является одной из старейших политических партий в мире. Её неофициальный символ  ослик (символ упрямого преодоления препятствий), неофициальный цвет  синий.… …   Википедия

  • Демократическая Конфедеративная Республика Корё — Политика  Портал:Политика КНДР Эта статья  часть серии …   Википедия

  • Демократическая партия Армении — арм. Հայաստանի Դեմոկրատական Կուսակցություն Лидер: Арам Гаспарович Саркисян Дата основания: 1991 Штаб квартира …   Википедия

  • ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ — (Democratic Party) История Демократической партии США начинается с Демократическо Республиканской партии, поддержавшей Томмаса Джефферсона (Jefferson) во время президентской избирательной кампании 1800 г. Демократы республиканцы пользовались… …   Политология. Словарь.

  • Демократическая Республика Конго — (ДРК), или Конго Киншаса, государство в Центральной Африке. С октября 1971 по май 1997 называлась Республика Заир, в 1908–1960 – Бельгийское Конго (колония Бельгии), в 1885–1908 – Независимое государство Конго (личное владение бельгийского короля …   Географическая энциклопедия

  • Демократическая партия России — Лидер: Андрей Богданов Дата основания: 26 мая 1990, заново создана в 2012 Дата роспуска: с 15 ноября …   Википедия

  • Демократическая партия албанцев — Демократската партија на Албанците Partia Demokratike Shqiptare Лидер: Мендух Тачи Дата основания: 1997 Идеология: Албанский национализм Мест в Собрании …   Википедия

Книги

  • Политика в эпоху жесткой экономии, Шефар А.. По мере усиления в мире, применяющем меры жесткой экономии, демократическая политика сталкивается со все большими трудностями. В условиях необходимости консолидации бюджетов и обеспечения… Подробнее  Купить за 518 руб
  • Аграрный вопрос. Развитие сельского хозяйства в капиталистическом обществе. Социал-демократическая аграрная политика, Каутский К.. Предлагаемая читателю книга выдающегося немецкого экономиста, историка и публициста, теоретика классического марксизма Карла Каутского посвящена обзору тенденций сельского хозяйства конца XIX… Подробнее  Купить за 443 руб
  • Политика в эпоху жесткой экономии, Шефар А., Штрик В. (ред.). По мере усиления в мире, применяющем меры жесткой экономии, демократическая политика сталкивается со все большими трудностями. В условиях необходимости консолидации бюджетов и обеспечения… Подробнее  Купить за 393 руб
Другие книги по запросу «демократическая политика» >>

law_ru_ch.academic.ru

понятие, принципы, виды и формы. Признаки демократии

Достаточно давно в литературе многократно высказывается мысль о том, что последствием развития государственности закономерно и неизбежно станет демократия. Понятие трактовалось как естественное состояние, которое наступит немедленно на определенном этапе вне зависимости от содействия либо сопротивления отдельных индивидуумов или их объединений. Самыми первыми стали использовать термин древнегреческие мыслители. Рассмотрим далее подробно, что такое демократия (основные понятия).

Терминология

Демократия – понятие, введенное в практику древними греками. Дословно оно означает «власть народа». Является формой государственного правления, которая предполагает участие в нем граждан, их равенство перед нормами законодательства, предоставление индивиду определенных политических свобод и прав. В классификации, предложенной Аристотелем, это состояние социума выражало «власть всех», чем отличалось от аристократии и монархии.

Демократия: понятие, виды и формы

Данное состояние социума рассматривается в нескольких значениях. Так, демократия – понятие, выражающее способ организации и работы госорганов и негосударственных организаций. Ею также именуют установившийся правовой режим и тип государства. Когда говорят, что страна демократическая, имеют в виду присутствие всех этих значений. Государство при этом имеет ряд отличительных признаков. К ним относят:

  1. Признание народа в качестве высшего источника власти.
  2. Выборность ключевых госорганов.
  3. Равноправие граждан, в первую очередь, в процессе реализации ими их избирательных прав.
  4. Подчинение меньшинства большинству в ходе принятия решений.

Демократия (понятие, виды и формы этого института) исследовались разными учеными. В результате анализа теоретических положений и практического опыта мыслители пришли к выводу, что это состояние социума не может существовать без государства. В литературе выделяют понятие прямой демократии. Она предполагает осуществление воли народом через выборные органы. Ими являются, в частности, местные структуры власти, парламенты и пр. Понятие непосредственной демократии предполагает реализацию воли населения или конкретных социальных объединений через выборы, референдумы, собрания. В этом случае граждане самостоятельно решают те или иные вопросы. Однако это далеко не все внешние проявления, которыми характеризуется демократия. Понятие и виды института могут рассматриваться в контексте тех или иных сфер жизни: социальной, экономической, культурной и так далее.

Государственный характер

Многие авторы, разъясняя, что такое демократия, понятие, признаки этого института характеризуют по определенной системе. В первую очередь, указывают на принадлежность к государственному режиму. Это проявляется в делегировании населением своих полномочий госорганам. Граждане участвуют в управлении делами непосредственно или через выборные структуры. Население не может реализовывать самостоятельно всю власть, которая ему принадлежит. Поэтому часть своих полномочий оно передает госорганам. Выборность уполномоченных структур – еще одно проявление государственного характера демократии. Кроме этого, он выражается в способности власти влиять на деятельность и поведение граждан, подчинять их для управления социальной сферой.

Понятие политической демократии

Этот институт, как и рыночная экономика, не может существовать без конкуренции. В данном случае речь ведется о плюралистической системе и оппозиции. Проявляется это в том, что демократия, понятие и формы института, в частности, ложатся в основу программ партий в их борьбе за государственную власть. При таком состоянии социума учитывается многообразие существующих мнений, идеологических подходов к решению насущных вопросов. При демократии исключены государственная цензура и диктат. В законодательстве закреплены положения, гарантирующие плюрализм. К ним относят право выбора, тайное голосование и пр. Понятие, принципы демократии базируются, в первую очередь, на равенстве избирательных прав граждан. Оно дает возможность выбора между разными вариантами, направлениями развития.

Гарантия реализации прав

Понятие демократии в обществе связывается с закрепленными на законодательном уровне юридическими возможностями каждого гражданина в разных сферах жизни. В частности, речь идет об экономических, социальных, гражданских, культурных и прочих правах. Вместе с этим устанавливаются и обязанности для граждан. Законность выступает в качестве режима социально-политической жизни. Она проявляется в установлении требований ко всем субъектам, в первую очередь, к госорганам. Последние должны создаваться и действовать на основании неуклонного и строгого исполнения существующих норм. У каждого госоргана, должностного лица должен быть только необходимый объем полномочий. Демократия – понятие, которое связано с обоюдной ответственностью граждан и государства. Она предполагает установление требования воздерживаться от действий, которыми нарушаются свободы и права, создаются препятствия для исполнения обязанностей участниками системы.

Функции

Разъясняя понятие демократии, отдельно необходимо сказать о задачах, которые реализует данный институт. Функциями выступают ключевые направления воздействия на социальные отношения. Их целью выступает повышение активности населения в управлении государственными делами. Понятие демократии связывается не со статическим, а с динамическим состоянием социума. В этой связи, функции института в те или иные периоды исторического развития претерпевали определенные изменения. В настоящее время исследователи разделяют их на две группы. Первые раскрывают связь с социальными отношениями, вторые – выражают внутренние задачи государства. Среди наиболее значимых функций института следует выделить:

  1. Организационно-политическую.
  2. Регулятивно-компромиссную.
  3. Общественно-стимулирующую.
  4. Учредительную.
  5. Контрольную.
  6. Охранительную.

Социальные отношения

Связь с ними отражают три первые функции, указанные выше. Политическая власть в государстве организуется на демократических началах. В рамках этой деятельности предусматривается самоорганизация населения (самоуправление). Она выступает как источник госвласти и выражается в наличии соответствующих связей между субъектами. Регулятивно-компромиссная функция заключается в обеспечении плюрализма деятельности участников отношений в рамках сотрудничества, консолидации и концентрации вокруг интересов населения и государства разных сил. В качестве правового средства обеспечения этой функции выступает урегулированность юридических статусов субъектов. В процессе разработки и принятия решений социально-стимулирующее влияние на государство может оказать только демократия. Понятие и формы этого института обеспечивают оптимальное служение власти населению, учет и применение общественного мнения, активности граждан. Это проявляется, в частности, в возможности граждан участвовать в референдумах, направлять письма, заявления и так далее.

Государственные задачи

Понятие «представительная демократия» связывается с возможностью населения формировать органы госвласти и территориального самоуправления. Это осуществляется путем проведения голосования. Выборы в демократическом государстве тайные, всеобщие, равные и прямые. Обеспечение работы госорганов в рамках их компетенции в соответствии с предписаниями законодательства осуществляется посредством реализации контрольной функции. Она также предполагает подотчетность всех звеньев аппарата управления страной. Одной из ключевых считается охранительная функция демократии. Она предполагает обеспечение госорганами безопасности, защиты достоинства и чести, свобод и прав личности, форм собственности, пресечение и предупреждение нарушений закона.

Исходные требования

Они представляют собой те принципы, на которых базируется демократический режим. Признание их международным сообществом обуславливается стремлением укрепить антитоталитарную позицию. В качестве ключевых принципов выступают:

  1. Свобода выбора социального строя и способа правления. Народ имеет право изменять и определять конституционный строй. Первичное значение имеет свобода.
  2. Равноправие граждан. Оно означает, что у всех людей есть обязанности соблюдать закон, права и интересы других. Все несут ответственность за нарушения, имеют право на защиту в суде. Конституция гарантирует соблюдение равноправия. Нормами запрещены привилегии или ограничения по расовым, половым признакам, религиозным, политическим убеждениям, социальному, имущественному статусу, месту проживания, происхождения, языку и так далее.
  3. Выборность госорганов и постоянное их взаимодействие с населением. Этот принцип предполагает формирование структур власти и территориального самоуправления посредством народного волеизъявления. Он обеспечивает сменяемость, подконтрольность, равную возможность для каждого гражданина реализовать свое избирательное право.
  4. Разделение властей. Оно предполагает взаимную зависимость и ограничение разных направлений: судебного, исполнительного, законодательного. Это препятствует превращению власти в инструмент подавления равенства и свободы.
  5. Принятие решений волей большинства при соблюдении прав меньшинства.
  6. Плюрализм. Он означает многообразие социальных явлений. Плюрализм способствует расширению круга политического выбора. Он предполагает множественность партий, объединений, мнений.

Способы реализации воли населения

Функции демократии осуществляются через ее институты и формы. Последних существует достаточно много. Формы демократии рассматриваются как ее внешнее выражение. К ключевым из них относят:

  1. Участие граждан в управлении социальными и государственными делами. Оно реализуется через представительную демократию. В этом случае власть осуществляется посредством выявления воли уполномоченных народом лиц в выборных органах. Граждане могут участвовать в управлении и непосредственно (через референдум, например).
  2. Создание и работа системы госорганов на базе гласности, законности, сменяемости, выборности, разделении полномочий. Эти принципы предупреждают злоупотребление социальным авторитетом и служебным положением.
  3. Юридическое, в первую очередь, конституционное закрепление системы свобод, обязанностей и прав гражданина и человека, обеспечение их охраны в соответствии с установленными международными стандартами.

Институты

Они представляют собой легальные и легитимные компоненты системы, непосредственно формирующие демократический режим через реализацию исходных требований. В качестве предпосылки для законности любого института выступает его юридическое оформление. Легитимность обеспечивается признанием общественности и организационной структурой. Институты могут различаться по исходному назначению при решении актуальных государственных задач. В частности, выделяют:

  1. Структурные учреждения. К ним относят депутатские комиссии, парламентские сессии и пр.
  2. Функциональные институты. Ими являются наказы избирателей, общественное мнение и пр.

В зависимости от юридической значимости, выделяют институты:

  1. Императивные. Они обладают общеобязательным, окончательным значением для должностных лиц, госорганов, граждан. Такими институтами являются законодательные и конституционные референдумы, избирательные наказы, выборы и так далее.
  2. Консультативные. Они обладают совещательным значением для политических структур. Такими институтами выступают консультативный референдум, всенародное обсуждение, анкетирование, митинги и пр.

Самоуправление

Оно основывается на самостоятельном регулировании, организации и деятельности участников гражданских отношений. Население устанавливает определенные правила и нормы поведения, осуществляет организационные действия. Народ обладает правом принимать решения и реализовывать их. В рамках самоуправления субъект и объект деятельности совпадают. Это означает, что участники признают власть только собственного объединения. Самоуправление базируется на принципах равенства, свободы, участия в администрировании. Этот термин, как правило, используется относительно нескольких уровней объединения людей:

  1. Ко всему социуму в целом. В этом случае говорят об общественном самоуправлении.
  2. К отдельным территориям. В этом случае имеет место местное и региональное самоуправление.
  3. К конкретным производствам.
  4. К общественным объединениям.

Власть народа как социальная ценность

Демократия во все времена понималась и трактовалась различными способами. Однако несомненно, что как правовая и политическая ценность она стала неотъемлемым компонентом организации мира. Между тем, отсутствует такая ее конечная стадия, при которой все ее субъекты были бы удовлетворены. Человек, который испытывает ограничения, вступает в спор с государством, не обнаруживая в законодательстве справедливость. Конфликт возникает, когда во внимание не принимается неравенство заслуг и природных способностей, отсутствует признание в зависимости от опыта, умения, зрелости и пр. Стремление к справедливости не может быть полностью удовлетворено. В обществе должно происходить постоянное пробуждение воли, развитие желания выражать свое мнение, взгляды, проявлять активность.

Собственная ценность демократии выражается через ее общественное значение. Оно, в свою очередь, заключается в службе на пользу личности, государству, социуму. Демократия способствует установлению соответствия между реально действующими и формально провозглашенными принципами равенства, свободы, справедливости. Она обеспечивает их воплощение в государственной и социальной жизни. В системе демократии сочетаются общественные и властные начала. Она способствует формированию атмосферы гармонии интересов государства и личности, достижению компромисса между субъектами. При демократическом режиме участники отношений осознают преимущества партнерства и солидарности, согласия и мира. Инструментальная ценность института проявляется через его функциональное назначение. Демократия – способ решения государственных и общественных дел. Она позволяет участвовать в создании госорганов и местных структур власти, самостоятельно организовывать движения, профсоюзы, партии, обеспечивать охрану от противоправных действий. Демократия предполагает контроль деятельности выборных институтов и прочих субъектов системы. Личностная ценность института выражается через признание индивидуальных прав. Они формально закрепляются в нормативных актах, реально обеспечиваются посредством формирования материальных, духовных, юридических и прочих гарантий. В рамках демократического режима предусматривается ответственность за невыполнение обязанностей. Демократия не выступает как средство достижения личных честолюбивых целей за счет ущемления свобод, интересов, прав других лиц. Тому народу, который готов признавать автономию индивида и его ответственность, этот институт формирует наилучшие возможности реализации существующих гуманистических ценностей: социального творчества, справедливости, равноправия и свободы. При этом несомненую важность имеет и участие государства в процессе обеспечения гарантий, защиты интересов населения. В этом состоит его основная функция в демократическом обществе.

fb.ru

Ответы@Mail.Ru: Что такое демократия?

Всего 4 формы управления. Демократия — это когда диктат большинства. То от чего ушли в СНГ, теперь Америка хочет насадить во всём мире. Если в целом, то Демократия это много споров при принятии решения и много проблем при внедрении. По-моему наилучшая форма правления Анархия, кот. сейчас не пользуется популярностью из-за дискридитации. При этой форме руководитель может советовать и рекомендовать, а свобода и явл. осознанной необходимостью, а уровень сознания самый высокий…

Современное понятие демократии включает, кроме того: • «свободу слова» • свободу вероисповедания и отправления веры, религиозных культов и обрядов • отделение религии от государства и школы от религии • независимость печати и других средств массовой информации (включая телевидение) • деполитизацию и департизацию армии, полиции, органов государственной безопасности, прокуратуры и суда, рядового (неполитического) состава аппарата органов государственной власти и управления • гражданский, общественный и парламентский контроль за армией, полицией, органами госбезопасности и другими силовыми структурами • право гражданина на свободное получение и распространение полной, достоверной и правдивой информации о деятельности органов власти и управления • свободу творчества и творческого самовыражения, и в частности свободу выражения мнений • свободу мирных собраний, шествий, митингов и демонстраций • свободу союзов, организаций и политических партий • право граждан свободно объединяться в любые общественные организации, группы, союзы и политические партии • гарантии личной неприкосновенности граждан • право человека на жизнь, личную свободу и безопасность • право частной собственности, гарантии её неприкосновенности и право на свободу экономической деятельности • независимость и беспристрастность суда • право человека на честное и объективное разбирательство его дела в суде при обеспечении реальной состязательности сторон обвинения и защиты и строгом соблюдении презумпции невиновности • строгое соблюдение принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти • ответственность чиновников исполнительной власти перед представительными органами • ограничение вмешательства государства в деятельность экономических субъектов, граждан, общественных организаций, партий и движений, религиозных конфессий, органов местного самоуправления • сильное местное самоуправление • развитое гражданское общество • развитые институты парламентаризма, включая парламентские расследования • всеобщее, равное и прямое избирательное право при обеспечении реального равноправия и состязательности кандидатов, политических партий и движений и их программ • государственные гарантии внутрипартийной и внутрипрофсоюзной демократии, в частности гарантии свободного существования внутрипартийных фракций и соблюдения определенных процедур при выборах партийных органов — это не может являться внутренним делом ни одной партии, претендующей на участие в выборах В современном глобализованном и взаимопереплетенном мире реальная демократия предполагает добровольное ограничение суверенитета национальных государств и правительств в пользу международных организаций, гарантирующих соблюдение общепринятых демократических правил, норм и процедур, прав и свобод человека и гражданина. Такими ограничениями являются, например, приглашение международных наблюдателей на выборы или подписание конвенций о правах человека. Государства, отказывающиеся от добровольного ограничения суверенитета, но утверждающие о своей демократичности, чаще всего на практике являются режимами так называемой имитационной демократии либо авторитарными или полуавторитарными режимами. Начиная с последнего десятилетия XX-го века, в политический жаргон входит понятие «борьба за демократию» .

демократия-понятие одновременно простое и сложное

Всего 4 формы управления. Демократия — это когда диктат большинства. То от чего ушли в СНГ, теперь Америка хочет насадить во всём мире. Если в целом, то Демократия это много споров при принятии решения и много проблем при внедрении. По-моему наилучшая форма правления Анархия, кот. сейчас не пользуется популярностью из-за дискридитации. При этой форме руководитель может советовать и рекомендовать, а свобода и явл. осознанной необходимостью, а уровень сознания самый высокий…

Государство можно назвать демократическим если народ имеет право выбирать членов правительство, граждане находятся в равных правах, законы не принимаются приказным путём, имеются суды.

Демокра́тия (др. -греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса [2] или на его существенные стадии [3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков: Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов [4][прим. 1] Народ является единственно легитимным источником власти [5][6] Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов [7][8] Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др. Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия [9]. Одной из основных целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, некоторые левые движения полагают, что реализация права принятия политических решений требует обеспечения социальных прав и низкого уровня социально-экономического неравенства. Ряд авторитарных режимов имел внешние признаки демократического правления, однако в них властью обладала только одна партия, а проводимая политика не зависела от предпочтений избирателей. На протяжении последней четверти века мир характеризовался тенденцией распространения демократии. К числу сравнительно новых стоящих перед ней проблем относятся сепаратизм, терроризм, миграция населения, рост социального неравенства. Международные организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЕС, полагают, что контроль над внутренними делами государства, включая вопросы демократии и соблюдения прав человека, частично должен быть в сфере влияния международного сообщества. Содержание [убрать] 1История демократии 2Идеальная демократия 3Институты демократии 3.1Типология демократических систем 3.2Основные институты либеральной демократии 3.3Экономическая демократия 4Теория демократии 4.1Ценность демократии 4.2Диктатура большинства 4.3Устойчивость демократии 5Авторитаризм и демократия 6Разновидности демократии 6.1Политический режим 6.2Теория 6.3Общественные движения 7Демократия и республика 8Демократия и религия 9Критика 10Демократия в мире 11Примечания 12Источники 13Литература 13.1Книги 13.2Статьи 14Ссылки История демократии Основная статья: История демо

Демократия — это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

ыыыыыыыыыыыыыыы

демоны у власти, поэтому и демократия

Власть народа

емокра́тия (др. -греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса [2] или на его существенные стадии [3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков: Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов [4][прим. 1] Народ является единственно легитимным источником власти [5][6] Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов [7][8] Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др. Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия [9]. Одной из основных целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, некоторые левые движения полагают, что реализация права принятия политических решений требует обеспечения социальных прав и низкого уровня социально-экономического неравенства. Ряд авторитарных режимов имел внешние признаки демократического правления, однако в них властью обладала только одна партия, а проводимая политика не зависела от предпочтений избирателей. На протяжении последней четверти века мир характеризовался тенденцией распространения демократии. К числу сравнительно новых стоящих перед ней проблем относятся сепаратизм, терроризм, миграция населения, рост социального неравенства. Международные организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЕС, полагают, что контроль над внутренними делами государства, включая вопросы демократии и соблюдения прав человека, частично должен быть в сфере влияния международного сообщества. Содержание [убрать] 1История демократии 2Идеальная демократия 3Институты демократии 3.1Типология демократических систем 3.2Основные институты либеральной демократии 3.3Экономическая демократия 4Теория демократии 4.1Ценность демократии 4.2Диктатура большинства 4.3Устойчивость демократии 5Авторитаризм и демократия 6Разновидности демократии 6.1Политический режим 6.2Теория 6.3Общественные движения 7Демократия и республика 8Демократия и религия 9Критика 10Демократия в мире 11Примечания 12Источники 13Литература 13.1Книги 13.2Статьи 14Ссылки История демократии Основная статья: История демо

демократия-это власть народа

Демокра́тия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Демократия-власть Демоса или народувласть

Демокра́тия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

это демократия

Весь мир пользуется не римскими, но арабскими цифрами. Арабский алфавит появился в результате вращения арабских цифр. Основная масса алфавитов планеты произошла от арабских букв. Если посмотреть на слово (понятие) ДЕМОКРАТИЯ не с греческой, а с арабской токи зр., получим ДМКРТ. Ар. корень ДМ от ар. «адамиййи: н»- люди, от ар. «а: дам»- мужчина, человек. Ар. корень КРТ от ар. «кахарат»- угнетение, буквально «людей угнетение», сюда же-покорить. Вот и задумайтесь в чём истина и к чему мы стремимся. Рекомендую познакомиться с трудами Николая Николаевича Вашкевича.

touch.otvet.mail.ru

Демократия — это… Что такое Демократия?

        форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д. в этой связи выступает прежде всего как форма государства. Термин «Д.» употребляют также применительно к организации и деятельности др. политических и социальных институтов (например, партийная Д., производственная Д.), а также для характеристики соответствующих общественных движений, политических курсов, течений социально-политической мысли.

         Подлинно научное понимание Д. дано марксизмом-ленинизмом, который рассматривает её в неразрывной связи с материальными условиями жизни общества и его классовой структурой. Д. — явление историческое, изменяющееся по мере развития общества, смены социально-экономических формаций. При первобытнообщинном строе отсутствовали классы и классовые противоречия, существовала неполитическая Д., воплощавшаяся в учреждениях родового и племенного самоуправления. С возникновением экономического неравенства, частной собственности и эксплуатации, т. е. с появлением антагонистических классов, вместе с государством возникает политическая Д., развитие которой в классовом обществе неразрывно связано с государством как основным учреждением политической власти.

         В классовом обществе Д. как форма государства является выражением диктатуры господствующего класса как сущности государства. Отличиями Д. как формы государства от иных его форм (деспотия, автократия, открытая военная диктатура и др.) являются: официальное признание принципа подчинения меньшинства большинству; равноправие граждан, наличие широких политических и социальных прав и свобод, выборность основных органов государства, ведущая роль выборных представительских органов власти в системе государственных учреждений, верховенство закона и др. Различают институты непосредственной и представительной Д.: первые предполагают принятие основных решений непосредственно избирателями (например, в порядке референдума), вторые — полномочными выборными учреждениями (парламентом и др.).

         История классового общества не знает надклассовой, или внеклассовой, Д. Буржуазная Д. — наиболее развитый исторический тип Д. в эксплуататорском обществе — является формой диктатуры капиталистов над пролетариатом и иными, полупролетарскими и непролетарскими трудящимися классами и слоями населения. Она характеризуется явным противоречием между декларируемой «властью народа» и действительным господством эксплуататоров. Функции институтов буржуазной Д. состоят в обеспечении классового господства, гарантирующего привилегии эксплуататорского класса, в маскировке его господства, в самоконсолидации класса буржуазии, разрешении её внутриклассовых противоречий. Такое понимание марксизмом-ленинизмом буржуазной Д. не означает абсолютно негативной её оценки: Д., даже формально декларируемая, представляет собой значительную ценность, т.к. в условиях Д. рамки политической свободы, общественной и индивидуальной самодеятельности несравненно шире, чем в условиях авторитаризма и др. недемократических режимов. Буржуазная Д., возникнув как политическое выражение экономической системы капитализма, явилась большим прогрессом по сравнению с феодальным политическим строем, она создала значительно более широкие возможности для развития движения и организации промышленного пролетариата. В условиях капитализма пролетариат не удовлетворяется использованием созданных буржуазией классово-ограниченных демократических учреждений, а борется за расширение и обновление Д. на новой социальной основе, создавая в этих целях свои политические партии, профсоюзы и др. классовые организации. В период империализма и особенно развитого государственно-монополистического капитализма рабочий класс противопоставляет реакционным устремлениям монополистической буржуазии к свёртыванию, подрыву Д., замене её фашизмом или иным открыто реакционным режимом свои демократические требования, свою систему демократических организаций, борющихся за социализм. Развёртывается общедемократическая борьба против монополий, возглавляемая рабочим классом, как составная часть борьбы за социализм.

         Исторически высшим типом политической Д. является социалистическая Д. Это единственно возможная форма социалистического государства. Она возникает как революционное отрицание буржуазной Д. Вместе с тем социалистическая Д. воспринимает и развивает те прогрессивные элементы и институты, которые явились результатом общественно-политического творчества трудящихся классов ещё при капитализме и утвердились в обществе. Принципиальное качественное отличие социалистической Д. от предшествовавших типов Д. состоит в полном соответствии формы и содержания демократических учреждений, законов и т.д. власти трудящихся, следствием чего являются: реальность, гарантированность и полнота политических прав и свобод, их органическое единство с социально-экономическими и культурными правами; единство прав и обязанностей граждан; полновластие представительных учреждений; реальность принципа подчинения меньшинства большинству; равноправие наций и народностей, социалистический интернационализм и др. институты и нормы политической жизни, базирующиеся на экономическом фундаменте социализма. Социалистический демократизм — универсальный принцип всей социалистической политической организации общества, т. е. принцип организации и деятельности органов государства, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, принцип взаимодействия всех составных частей системы власти трудящихся, принцип, определяющий единство фактического и правового положения личности в обществе, положение гражданина социалистического государства.

         Вместе с новым общественным строем социалистическая Д. непрерывно развивается, проходя ряд основных этапов: пролетарская Д. как форма диктатуры пролетариата — в условиях переходного периода от капитализма к социализму; Д., перерастающая в общенародную (вместе с перерастанием государства диктатуры пролетариата в общенародное), — в условиях создания развитого социалистического общества; общенародная Д. как форма общенародного государства, общенародной политической власти — в условиях развитого, зрелого социализма и строительства коммунизма. На всех этапах своего развития социалистическая Д. имеет классово-пролетарскую природу и направленность. Д. для трудящихся объективно означает ограничение Д. для эксплуататоров (как элемент подавления их сопротивления) в переходный период, подавление классово-враждебных, преступных, антиобщественных элементов на всех этапах становления и развития социализма.

         Социалистическая Д. включает требование общественной дисциплины и сознательной самодисциплины трудящихся (производственной, государственной и т.д.).

         Социалистическая Д. развивается как результат научно обоснованного марксизмом политического творчества трудящихся, руководимых пролетарской революционной партией. Расширение и совершенствование Д. — планомерный процесс, направляемый марксистско-ленинской партией — руководящей силой в системе организаций социалистической Д. Всестороннее развёртывание и совершенствование социалистической Д. как главного направления развития социалистической государственности определено Программой КПСС.

         Формы социалистической Д. разнообразны. Государственное и общественно-политическое строительство в странах мировой социалистической системы выявило ряд специфических черт, способов организации и функционирования социалистической Д. при сохранении её главных общих существенных черт.

         Марксисты-ленинцы решительно выступают как против реформистских и право-ревизионистских требований «чистой», «внеклассовой» Д., фактически означающих перепев взглядов буржуазных идеологов по этому вопросу, так и против леворевизионистских стремлений к отрицанию социалистической Д. и замене её военно-бюрократическим режимом.

         В исторической перспективе социалистическая Д. как политическое явление отомрёт вместе с государством и всей политической надстройкой в условиях высшей фазы коммунизма. На смену Д. социалистической придёт неполитическая Д. как форма организации общественного коммунистического самоуправления. См. также Государство.

         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Гражданская война во Франции, там же, т. 17; его же, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Об авторитете, там же, т. 18; Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Марксизм о государстве, там же, т. 33; его же, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата, там же, т. 37; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Советская социалистическая демократия, под ред. М. Б. Митина, М., 1964; Чхиквадзе В. М., Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и современность, М., 1967; Проблемы демократии в современном мире, М., 1967; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия, М., 1970.

         В. Е. Гулиев.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *